ВНИМАНИЕ! Принимаем добровольные пожертвования на оплату хостинга форума. Подробности по ссылке

Страница 1 из 3 123 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 28

Тема: О настройке саксофона

  1. #1
    Старший модератор Аватар для Tik
    Регистрация
    19.05.2008
    Адрес
    Ландсхут, Германия
    Инструменты
    саксофоны, ewi
    Сообщений
    2,216

    Положительные оценки
    Получено: 1,818
    Отдано: 800

    По умолчанию О настройке саксофона

    Перевёл недавно статью профессора музыки Северо-Иллинойского университета Стефана Дьюка. Она посвящена настройке саксофона и звукоизвлечению. Для ясного понимания пришлось перечитывать несколько раз.

    Статья находится тут http://www.steveduke.net/articles/mouthpiece.shtml

    Перевод закачан сюда http://www.sendspace.com/file/w5tu6a

    У кого проблемы с закачкой, могут читать ниже. Графическое изображение, необходимое для понимания проблемы и на которое автор ссылается в своей статье, загружено ниже.




    Итак


    Саксофонист Стив Дьюк обладает широким кругом музыкального исполнительства – от Эллы Фитцжеральд до компьютерной/аккустической интерактивной музыки. Его сольные работы, премьера которых состоялясь недавно, включают композиции Ларри Аустина, Декстера Моррилла, Корта Липпе, Вильяма О. Смита, Роднея Вашка, Джеймса Фелпса, Зака Сеттеля и Леса Тиммига. Характеризуя его исполнение BluesAx, NewYorkTimes пишет: «великолепный звук … гибкая текучесть».
    С. Дьюк руководит исследовательскими работами в Северо – Иллиноском университете, широко известен трудами в области развития и артикуляции перекрёстных техник джазового и классического стилей и применением FeldenkreisMethod в изучении музыкального исполнительства.
    С. Дьюк - обладатель соло – записей на Sony/Columbia, CentaurCDCMSeriesGMEB/UNESCO/CIME. Играет на Yamaha.





    Положение мундштука, звук и настройка


    Стефан Дьюк
    Профессор музыки Северо - Иллинойского университета
    Обучая игре на саксофоне, я заметил, что вопрос о том, как положение мундштука влияет на звукоизвлечение и интонацию, является одним из тех, которые наболее часто вызывают непонимание. Мы часто не учитываем то значение, которое имеет местоположение мундштука. Уже только своим положением мундштук автоматически предопределяет как играть на инструменте. Некоторые наиболее фундаментальные проблемы, относящиеся к интонированию и качеству звука, могут быть связаны исключительно с местоположением мундштука.
    Местоположение мундштука - это вопрос, который может сбить с толку даже опытного саксофониста. Индивидуальный высотный строй, музыкальный стиль, тип мундштука, акустические особенности инструмента и даже его техническое состояние оказывают влияние на положение мундштука на эске. Из -за влияния всех этих условий, не существует единого правильного положения. Однако я установил, что большинство студентов, при определении места установки мундштука, руководствуются вредными привычками и ложными допущениями.


    Три теста


    Чтобы определить, является ли положение Вашего мундштука оптимальным для стройной игры резонансным звуком, выполните следущие тесты:

    Тест 1
    С помощью тьюнера настройте свой саксофон на нижнее Н. Положением мундштука добейтесь точной настройки на "0". Отвернитесь, чтобы не видеть тьюнер и возьмите Н двумя октавами выше ( над первой добавочной сверху). (Все ноты в тональности саксофона, не в концертной). Удерживая это высокое Н, повернитесь к тьюнеру. Показания должны находиться в пределах 10 центов от нуля. Звучит ли ваше верхнее Н значительно выше нижнего? Многим придётся опустить высоту верхнего Н, чтобы тьюнер показал "0".

    Тест 2
    Установите мундштук в положение, в котором он обычно находится. Возьмите среднее Н и сделайте бенд вниз на столько, на сколько сумеете. Для альта высоту можно понизить по меньшей мере на малую терцию ( до Ab ) и на большую секунду ( до А ) для тенора. Некоторые студенты удивляются, что могут сделать бенд вниз лишь на 20 или 30 центов.

    Тест 3
    В той же позиции мундштука возьмите среднее Н и сделайте бенд вверх на столько, на сколько сможете. Хотя высоту можно повысить на 20 - 50 центов, многие студенты не могут повысить даже на 10 центов.

    Часто эти тесты указывют на некоторые или же все из следующих результатов:

    1 Нижнее Н было изначально занижено и, чтобы добиться нужной высоты, необходимо было задвинуть мундштук.
    2 Ваше верхнее Н было было завышено по сравнению с нижним Н.
    3 Вы не могли в достаточной мере опустить и поднять с помощью бендов среднее Н.

    Почти увсех учащихся уровня высшей школы и у многих уровня колледжа эти простые тесты выявили полностью или частично, результаты, описанные выше.

    Чтобы понять, как эти тесты соотносятся с качеством звука и его высотой, необходимо рассмотреть влияние гибкости возможности варьировать высоту извлекаемой ноты на общий строй саксофона.


    Гибкость варьирования высоты строя и различные регистры


    Саксофон обладает большой гибкостью в возможности изменения высоты строя. Это одновременно и благословение и проклятие. Мы можем сыграть ноту как стройно, так и очень нестройно. К несчастью многих руководителей оркестров, второе случается намного чаще.
    Что мы часто не учитываем, так это то, что возможость варьировать высоту строя не одна и та же для разных регистров. Это означает, что ноту в верхнем регстре можно сыграть гораздо выше или ниже чем в нижнем регистре.
    Таким образом, если ваш общий строй завышен, то в верхнем регистре вы будете играть более завышено чем в нижнем. Если во время первого теста вы обнаружили, что верхнее Н намного выше нижнего, то наиболее вероятно, что вы играете в завышеном общем строе. Часто, когда общий строй завышен, выполнение бендов вверх или вниз становится затруднительным. При завышеном строе звук «запирается», теряя свою гибкость и затрудняя подстройку. Если во втором и третьем тестах, вы с помощью бендов не можете в достаточной мере изменять высоту тона, то вероятно, что у вас общий строй «застрял» вверху.
    Большинство студентов чувствуют, что в то время, как верхний регистр завышает, нижний – занижает. Чтобы играть стройно, они постоянно подстраиваются в верхнем регистре вниз, а в нижнем вверх. Этот вид соотношения высот верхнего и нижнего регистров никогда не ставится под вопрос, даже не смотря на то, что саксофон рассчитан на относительно стройную игру во всех регистрах.

    Причиной того, что нижний регистр рассматривается как занижающий, является его отношение к настроечной ноте, используемой в оркестре - концертное B или A, которая находится в среднем регистре. Мы предполагаем, что настроечная нота «строит» на нашем инструменте, а все остальные, следовательно высят или низят. Следовательно, если мы играем с завышенным общим строем, то делаем заключение, что верхний регистр высит, а нижний низит. Если мы поменяем настроечную ноту, например, на ноту в нижнем регистре, то тогда соответственно изменится относительная высота всех других нот. Мы также установим иначе мундштук на эске. Если мы играем на инструменте завышено, то у нас не будет такого, чтобы нижний регистр низил из-за того, что в нём нельзя играть так же высоко, как в верхнем или среднем регистрах. Подобным образом в среднем регистре нельзя играть так же высоко, как и в верхнем. Следовательно, «строить» будут только те ноты, которые расположены рядом с настроечной нотой. Причиной игры с занижающим нижним регистром и завышающим верхним является завышенный строй и положение мундштука, а не проблема с конструкцией инструмента. Принимая во внимание гибкость возможностей саксофона, лучшими контрольными точками следует считать нижние ноты, т.к. возможность управлять их высотой – наименьшая. На практике хорошей контрольной нотой является нижнее Н.
    На следующей схеме показана зависимость гибкости в возможности изменения высоты нот для нижнего и верхнего регистров. Зигзаг на линиях указывает на изменение гибкости при переходе между средним С# и средним D. Интонационные свойства отдельных, обычно завышенных нот, расположенных выше точки излома регистров (среднее D, Eb и Е), на линиях схемы не отражены.



    Положение мундштука – понижение общего строя


    Поскольку гибкость в варьировании высотой звучания у верхнего регистра больше чем у нижнего, понижение общего строя будет влиять на высоту верхних нот больше чем высоту нижних. По мере понижения общего строя, в какой – то точке будет достигнуто положение равновесия. Это произойдёт тогда, когда с помощью бендов в верхнем регистре можно будет играть относительно стройно с нижним регистром. Удивительной и кажущейся противоречивой идеей насчёт положения мундштука, является та, что играя завышенно в верхнем регистре, необходимо задвинуть мундштук и понизить общий строй! Это противоположно тому, чему всех учили – если вы играете завышенно, то выдвигайте мундштук. Если у вас строй завышен и вы выдвинете мундштук, то только усугубите этим проблему, загоняя строй даже выше.
    О понижении строя легче сказать, чем сделать. Горло, амбушюр и челюсть обычно способствуют повышению строя. Это усиливается ещё более если сильно выдвинуть мундштук. Простое задвигание мундштука и попытка играть ниже при том же строе обычно ведёт к нестабильности и потере контроля над звуком. Из – за того, что это не обычно, нам кажется это неправильным.


    Ещё один тест

    Попробуйте ещё один тест. Сыграйте среднее Н настолько красивым звуком, какой можете себе представить. Сыграйте среднее Н снова, но на этот раз таким отвратительным зуком, какой можете себе вообразить – действительно отвратительным. Извлекайте отвратительный звук без рычания или применения какой - либо расширенной техники звукоизвлечения. Для многих студентов, сыграть действительно отвратительно, поначалу представляется странным, поэтому попытайтесь несколько раз, играя за каждым разом всё более отвратительно. Проделайте этот тест прежде, чем читать дальше. Результаты могут вас удивить!


    Что вы заметили?

    Для абсолютного большинства людей игра отвратительным звуком связана с тем, что звук занижается, а громкость возрастает. Однако задание было изменить звук, а не его высоту и громкость. Конечно, нет никаких сомнений в том, что вы старались изменить именно звук, а не его высоту и громкость. Тем не менее он действительно звучит отвратительнее. Это потому, что заниженное и громкое звучит отвратительно.
    Интересно, что студенты, с которыми я проводил эти тесты, часто находили, что звук инструмента становился более полным и резонансным, хотя менее управляемым. Попробуйте этот тест с другими саксофонистами, слушающими ваш звук и посмотрите, что они заметят. Другим интересным результатом было то, что некоторые студенты заметили, что пытаясь сыграть отвратительно, они могли выполнять бенд вниз ниже, чем когда пыталисьэто сделать во втором и третьем тестах, описанных выше в этой статье.

    Конечно, играть в оркестре занижено и громко – неприемлимо. Поэтому уберём отвратительность из звука. Задвиньте мундштук и играйте тише. Это может всё ещё казаться непривлекательным, но это частично потому, что ощущается необычным или «неправильным». Помните, что вы хотите изменить именно обычный способ игры. Никто не хочет играть отвратительно, но если вы чувствуете, что вашему привлекательному звуку не хватает чего-то, то вероятно, что качества, которые вы ищите, лежат в другой «непривлекательной» составляющей вашего звука.

    Вы можете изменить степень «отвратительности», скажем до 30% или 10% «отвратительносности». После того, как игра в новом высотном строе станет для вас обычной, вы научитесь извлекать звук, который будет ощущаться как комфортный. В действительности, после того, как вы научитесь играть с задвинутым мундштуком и понижать свой строй, вы удивитесь, как вы вообще играли с выдвинутым так далеко мундштуком. По иронии судьбы, игра с завышеным строем требует большых усилий и звучит зажато.

    В заключении, важно понимать, что мы не считаем положение мундштука, как что – то само собой разумеещееся. Оно оказывает глубокое влияние на наш строй. Если мундштук сильно выдвинут, то мы, при необходимости, должны повысить наш строй. Следовательно звук зажмётся, возможность управлять высотой потеряет гибкость, верхний регистр будет завышать, а нижний занижать.

    В противоположность, если мундштук задвинут, и мы играем с пониженным строем, наше горло и челюсть становятся свободнее, раскрепощённее. Со временем звук становится полнее и резонанснее и регистры начинают строить – для такой игры и был спроектирован саксофон.





    Миниатюры Миниатюры Pitch Center.jpg  

    0 Недоступно!
    Последний раз редактировалось Tik; 05.07.2013 в 11:44.

  2. #2
    Почётный участник Аватар для D.J.Koks
    Регистрация
    28.09.2007
    Адрес
    Россiйская iмперiя, Московская губернiя, Марьинскiй уездъ, хуторъ Братiславскiй.
    Инструменты
    Alto; Yamaha YAS-855 Custom, YAS-875EX Custom, tenor-Yamaha YTS-61, keyboard's
    Сообщений
    25,413

    Положительные оценки
    Получено: 16,976
    Отдано: 5,798

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Tik Посмотреть сообщение
    С помощью тьюнера настройте свой саксофон на нижнее Н
    А точно здесь переведено? Именно нижнее си, а не сиь?
    не совсем понял картинку...

    0 Недоступно!
    Последний раз редактировалось D.J.Koks; 24.07.2010 в 06:37.

    «Дипломат-это человек, который может послать вас на zyx таким образом, что вы с предвкушением будете ждать путешествия...
    (Charles de Gaulle)».

  3. #3
    Старожил Аватар для Amino
    Регистрация
    25.01.2009
    Адрес
    Якутск
    Инструменты
    Conn8H,Conn24H,,Shires 2RVE-Tru-bore-T47G, ЯмахаYSL-671
    Сообщений
    1,462

    Положительные оценки
    Получено: 721
    Отдано: 210

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от D.J.Koks Посмотреть сообщение
    А точно здесь переведено? Именно нижнее си, а не сиь?
    не совсем понял картинку...
    Возможно имеется в виду ля как камертонный стандарт,на теноре си.

    0 Недоступно!

  4. #4
    Старший модератор Аватар для Tik
    Регистрация
    19.05.2008
    Адрес
    Ландсхут, Германия
    Инструменты
    саксофоны, ewi
    Сообщений
    2,216

    Положительные оценки
    Получено: 1,818
    Отдано: 800

    По умолчанию


    Цитата Сообщение от D.J.Koks Посмотреть сообщение
    А точно здесь переведено? Именно нижнее си, а не сиь? не совсем понял картинку...
    D.J.Koks
    ,

    Мы в Европе обозначаем наше Си буквой Н, а Сиb буквой В. Американцы соответственно В и Вb. В статье однозначно стоит В, следовательно надо переводить как Н. Сам считаю, что по логике вещей, настраиваться надо по САМОЙ нижней ноте т.е. Сиb, но у автора стоит В. Кстати, сам автор ясно говорит о том, что у них в оркестрах, для настройки используются концертные Вb и А. Почему он решил писать именно о В, а не о Вb (тут речь уже о саксофоновых B и Bb) сказать не могу. Относительно картинки выскажу своё мнение чуть позже. Но если речь об оптическом качестве, то лучше посмотреть её в pdf файле (ссылку на сайт я указал выше).

    0 Недоступно!

  5. #5
    Почетный участник Аватар для Alexey
    Регистрация
    28.09.2007
    Адрес
    Владивосток
    Инструменты
    Yamaha YAS- 62S
    Сообщений
    12,935

    Положительные оценки
    Получено: 8,624
    Отдано: 4,968

    По умолчанию

    До конца не читал (так, через строчку) - но вопрос, в принципе, довольно таки важный. Когда то, я немало помучался над этим...

    Я например, мундштук всегда подстраиваю так, что бы он был на самый децл - чуть выше . И играю на свободных губах, подпирая дыханием...

    Знаю многих людей, которые играют "под самый предел" - и у таких, как правило, звук зажатый и не очень тембристый...и как бы им свободы в звучании не хватает.

    0 Недоступно!
    В каждом из нас спит гений. И с каждым днём...всё крепче и крепче.

  6. #6
    Старожил Аватар для Georgesga
    Регистрация
    22.02.2009
    Адрес
    Россия
    Инструменты
    альт
    Сообщений
    877

    Положительные оценки
    Получено: 405
    Отдано: 2,822

    По умолчанию

    Симфонический оркестр настраивается под гобой который даёт звук ля.Гобой как вы знаете инструмент не транспонипующий.Возможно отсюда и звук си на си бемольном саксофоне.ИМХО

    0 Недоступно!

  7. #7
    Старший модератор Аватар для Tik
    Регистрация
    19.05.2008
    Адрес
    Ландсхут, Германия
    Инструменты
    саксофоны, ewi
    Сообщений
    2,216

    Положительные оценки
    Получено: 1,818
    Отдано: 800

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от D.J.Koks Посмотреть сообщение
    не совсем понял картинку...
    Ниже я опишу своё понимане графика и некоторых положений, изложенных автором статьи.

    Существует определённый (рассчётный) строй саксофона, при котором при определённой частоте звучания контрольной (настроечной) ноты, все остальные будут звучать стройно т.е. без завышения и занижения. Этот строй автор назвал Equilibrium (равновесие). На схеме это представлено в виде горизонтальной пунктирной линии. На этой линии находтся участок, представляющий собой диапазон саксофона и ограниченный вертикальными линиями, обозначенными соответственно Low Bb (нижнее Сиb) и High F (верхнее Фа). На участке обозначено положение контрольной ноты - Tuning Note (настроечная нота). По вертикальной оси (она на схеме не обозначена и её необходимо мысленно представить) отложена частота. Если пересечение вертикальной оси с левым концом горионтальной пунктирной линии принять за начало координат, то получим область завышенного строя (High Pitch Center ), расположенную сверху горизонтали и заниженного строя (Low Pitch Center) - снизу горизонтали.
    Если бы мы играли одни, без необходимости подстройки под кого-либо, то можно было бы всегда играть в рассчётном строе и все регистры при этом звучали бы стройно. Это соответствует горизонтальному пунктиру (можно рассматривать, как своеобразную частотную характеристику саксофона). Но в жизни надо подстраиваться. Допустим, при настройке, нам необходимо повысить частоту звучания настроечнойя ноты (
    Tuning Note). Для этого мы задвигаем мундштук и попадаем в область завышенного строя. Нарушается рассчётная геометрия саксофона и его "частотная характеристика" уже не прямая горизонтальная линия, а какая-то ломанная линия. Следует предположить, что автор получил эти линии экспериментальным путём и обобщил т.к. для каждого музыканта такая линия сугубо индивидуальна. Если настроечная нота будет находиться в области завышенного строя, то все ноты, расположенные выше неё (правее), будут звучать завышенно (чем больше интервал между нотами - тем больше эффект завышения), все ноты, расположенные ниже - будут звучать заниженно. Если настроечная нота попадает в область заниженного остроя, то картина будет обратной (см. схему).
    Очень важным моментом статьи, ИМХО, является напоминание о том, что наша возможность изменять высоту звучания верхних нот значительно больше возможности изменять звучание нижних. Поэтому, если за настроечную ноту взять нижнюю ноту саксофона, то нам не нужно будет далее с нею "бороться". Те нижние ноты, которые находятся рядом с ней, тоже будут относительно неплохо строить и нам останется "вести борьбу" только с более высокими нотами, а это проще, чем с низкими. Что касается моего понимания сенсационого заявления автора о том, что при завышенном строе нужно ещё более задвинуть мундштук, то во-первых это задвигание нельзя рассматривать как само по себе, а обязательно всвязи с работой над приобретением навыков занижения строя с помощью "индивидуальных средств" (амбушюра, горла, челюсти) - только комбинация задвигания мундштука с этими мероприятиями даст возможность играть стройно во всём диапазоне саксофона, при его общем завышенном строе. А задвигание мундштука, само по себе, необходимо только для того, чтобы поднять нижние ноты саксофона до уровня, при котором не будет наблюдаться их занижение относительно настроечной ноты (речь идёт о случае,когда в качестве настроечной ноты служит нота среднего регистра) . Возникающее, также при этом, повышение частоты звучания настроечной ноты, компенсируется способом, аналогичным для нот верхнего регистра. Т.е. в идеале мы получим просто прямую, параллельную линии
    Eqilibrium и отстоящую от неё на величину разности частот звучания контрольной ноты в завышенном и рассчётном строе.

    0 Недоступно!
    Последний раз редактировалось Tik; 05.07.2013 в 11:51.

  8. #8
    Почётный участник Аватар для D.J.Koks
    Регистрация
    28.09.2007
    Адрес
    Россiйская iмперiя, Московская губернiя, Марьинскiй уездъ, хуторъ Братiславскiй.
    Инструменты
    Alto; Yamaha YAS-855 Custom, YAS-875EX Custom, tenor-Yamaha YTS-61, keyboard's
    Сообщений
    25,413

    Положительные оценки
    Получено: 16,976
    Отдано: 5,798

    По умолчанию

    Получается, что на альте, нижнее си - это ре по музыке.
    Почему автор говорит о си? возможно от того, что он настраивает и нижнее си и среднее и верхнее, а все эти си, являются аппликатурно, нотами на основном стволе, без добавочных боковых клапанов.

    0 Недоступно!

    «Дипломат-это человек, который может послать вас на zyx таким образом, что вы с предвкушением будете ждать путешествия...
    (Charles de Gaulle)».

  9. #9
    Старший модератор Аватар для Tik
    Регистрация
    19.05.2008
    Адрес
    Ландсхут, Германия
    Инструменты
    саксофоны, ewi
    Сообщений
    2,216

    Положительные оценки
    Получено: 1,818
    Отдано: 800

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от D.J.Koks Посмотреть сообщение
    Почему автор говорит о си?
    Я просмотрел статью ещё раз и единственным аргументомв в пользу Си, является практический опыт. Он говорит:"На практике хорошей контрольной нотой является нижнее Н." Кстати все тесты (внизу, вверху, в середине) он тоже рекомендует проводить на Н. Наверное так у них в жизни сложилось - любят они Н.

    0 Недоступно!

  10. #10
    Старожил Аватар для Игорь Михайлов
    Регистрация
    01.12.2008
    Адрес
    Ижевск
    Инструменты
    саксофон-альт,тенор,сопрано, флейта,ф-но
    Сообщений
    13,902

    Положительные оценки
    Получено: 7,555
    Отдано: 1,163

    По умолчанию

    Я,когда в оркестре настраиваюсь,ОБЯЗАТЕЛЬНО(!) проверяю и интервалы от настроечной ноты(Сиb),как правило,терцию и квинту,причем,терцию внизу(Си малой - на альту),а квинту - Ре второй(Фа in C).Т.е.,настроечная нота - Соль ПЕРВОЙ.В принципе,при работе в зале(т.е. при нормальной температуре 22 - 25С) и настройке по тюнеру на 440 Гц всё нормально.При игре на улице могут возникнуть проблемы,ессно,но на то и уши...
    Нет нестройных инструментов,есть нестройные музыканты...

    0 Недоступно!

Страница 1 из 3 123 ПоследняяПоследняя

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •